К началу Валдай - Великий Новгород - Псков - Изборск - Ржев - Старица.  
Текущая погода на маршруте

Маршрут : Пушкино (М.о.) - Дмитров - Клин - Валдай - Великий Новгород - Псков - Изборск - Ржев - Старица - Тверь (объездная) - Клин - Пушкино. (1715 км).
Бабье лето на исходе, погода располагает к поездке, и что бы последняя теплая неделя не пропала в будничной суете, отправляемся в путь. Во вторник 23 сентября, в 8:10 утра стартуем из подмосковного года Пушкино. Дабы не попасть в около московские пробки, иду по Ярославскому шоссе в сторону малого бетонного кольца (А107), затем по нему на Дмитровское шоссе. В 9:10 въезжаем в Дмитров, (можете посмотреть отчет о поездке в этот город). Останавливаться не планировали, просто немножко прокатился по городу и далее на большое бетонное кольцо (А108). В 10:27 мы в Клину и сворачиваем на Ленинградку. Движение свободное, большое количество постов и засад не позволяет сильно разгоняться, встречная полоса предупреждает исправно.
На часах 12:45, на одометре 318 км. Появляется чувство легкого голода. Свернув с трассы в дер. Холохоленка и проехав 500 метров, останавливаемся на краю поля. Перекусив и немного отдохнув, отправляемся в 13:24 к первой цели нашего путешествия - Иверскому монастырю.
Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь.
Основан патриархом Никоном в 1653 году, возвращен церкви в 1991, и в январе 2008 года была закончена его реставрация, ознаменовавшаяся визитом патриарха Алексия II. Отлично обустроенный монастырь, стоит на острове и сопрягается с большой землей через другой остров посредством двух мостов и красивейшей дороги. Указатель на монастырь расположен неудачно, в начале спуска с небольшого холма, и как следствие он предстает пред очи водителя уже непосредственно перед поворотом, так что ориентироваться можно по указателю на Боровичи который стоит отдельно и немного ранее, а поворот как раз общий. И так, не доезжая 2-3 км до Валдая, сворачиваем на Боровичи и через километр на первой развилке уходим налево, далее без вариантов, Вы попадаете на парковку возле монастыря. В отличие от современных строителей патриарх Никон думал, где и что ставить. И монастырь этот, тому наглядное подтверждение.
Читатель может ознакомиться с одним из лучших творений патриарха - Воскресенским Новоиерусалимским монастырем.
Валдайцский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь.
Церковь Филиппа, митрополита Московского, с росписью обретения Иверской иконы.
Церковь Михаила Архангела
Собор Успения Пресвятой Богородицы. Иверской иконы Божией Матери.
Церковь Михаила Архангела

Прибыв в монастырь в 14:48 мы посвятили его осмотру около часа, внутренние постройки были закрыты, и в 15:35 покинув это благодатное место, направили стопы к Великому Новгороду. Куда и прибыли через два часа. Припарковался у г-цы Интурист (ул. Великая). Стандартный двухместный номер 1680 руб. Две кровати, душ, туалет телевизор, холодильника нет. Вечерняя пешая прогулка по городу, небольшие закупки провианта, ужин, пока еще, своими припасами, сон.
Итог дня: 581 км, 8 часов за рулем.

День второй. Великий Новгород посещался мною уже не раз, и даже есть небольшой отчет. Но все время это были посещения центральной части города, Кремль, Софийский собор, Ярославо городище. В этот раз мы обратимся к окрестностям. Проснувшись в начале 8-го, позавтракали сами, покормили автомобиль на ближайшей заправке "Новгороднефтепродукт", до обидного, дорогим бензином 95 по 27,10 и через центр города, на Юрьевское шоссе и далее в Перынский скит.
На высоком берегу Волхова, при его впадении в оз. Ильмень, на Перуновом холме - месте языческого капища основан в начале VIII века монастырь Перынь-Богородицы.
Одноглавая кубическая церковь Рождества Богородицы стоит неподалеку от места, где ранее была статуя бога Перуна, сброшенная в Волхов. Скит действующий.
В тех же местах расположен и Мужской Юрьев монастырь. Основан Ярославом Мудрым в 1030 году, с доминантой Георгиевским собором 1119 года. Собор выстроен в честь небесного покровителя Ярослава Мудрого в крещении носившего имя Юрия (Георгия), а сам монастырь основан после победоносного похода князя на Чудь, одновременно с одноименным монастырем в городе Юрьев (ныне Тарту). В соборе сохранилась роспись и позолота стен, колон, сводов и алтарной части. Идет реставрация, вход свободный. Монастырь действующий.
Собор Воздвижения Креста Господня 1761-62 гг. и Святые Врата.
Колокольня над Святыми Вратами. 1838-43 гг. Высота 52 метра.
Собор Георгия Победоносца.
1119-30 гг.
Колокольня над Святыми Вратами. 1838-43 гг. Высота 52 метра.
Собор Воздвижения Креста Господня.
1761-62 гг.
Менее чем в километре от монастыря, вход в Новгородский музей заповедник деревянного зодчества Витославицы. Огромная территория, богатая архитектурная экспозиция, хорошее состояние экспонатов. Вход платный 50 руб. с носа + 50 руб. фото.
Весь заповедник достаточно большой, и мы осмотрели только половину, оставив себе вторую половину для следующего визита.
Перекусили в кафе, на территории, чебуреками с сыром и сладкими булочками с чаем, прикупили литр светлого хмельного меда и в 12:15 тронулись к Юрьевскому шоссе.
На выезде из Новгорода увидел красивый вид на Церковь Благовещения на Мячине 1179г., пара снимков и далее в Псков.
И вот на этом пути я совершил роковую ошибку, мне бы после Шимска повернуть на Похров (по А116), а я, следуя указаниям навигатора поехал прямо по (Р52) к трассе Питер - Псков - Киев. Там дорога убита окончательно.
Далее следует отступление о злоключениях на этом пути, которое, дорогой читатель, может безболезненно пропустить.
Как назло, по началу еще можно было поддерживать относительно высокую скорость, но затем количество и резмер выбоин превысило все мыслимые размеры, и выбоины эти с острыми краями, глубиной в половину колеса постепенно заполнили всю проезжую часть. Дорога кончилась и, влетев колесом в очередную ямищу, я лишился передней правой покрышки. Поставил запаску и продолжил путь, т.к. до трассы Е95 оставалось совсем немного, я стал ползком пробираться далее. Преодолев этот страшный участок в 79 километров за полтора часа, с облегчением вздохнул, оказавшись на трассе Е95, правда, тоже паршивого качества. Но тут хотя бы бывают шиномонтажи, и присутствует сотовая связь, которая в месте нашей аварийной остановки отсутствовала. Но как говорится, не долго музыка играла, пройдя 30 км была потеряна и запаска, а на заднем правом обнаружена грыжа размером с кулак. Ситуация не из приятных. Позвонил 911, с просьбой дать телефон эвакуатора. До Пскова то всего 50 км. Но, как и следовало ожидать, служба спасения есть, а вот само спасение отсутствует. Мне давали телефоны кого попало, но только не того, кого нужно. В процессе этих перезвонов, а я между прочим в роуминге, были замечены сотрудники ГАИ, притаившиеся за соседним холмиком, метрах в 800-та от нашей вынужденой парковки. О чудо. Первый раз за мою водительскую практику я был рад встрече с гаишниками, и первый раз за эту практику они мне помогли. Позвонили куда-то, перезвонили от куда-то, и я пошел к машине ожидать прибытия свежевызванного эвакуатора. Час ожидания прошел в звонках по телефону и разгадывании кроссвордов. Прибыл спаситель, погрузились, и за полтора часа доехали до шиномонтажа. Эвакуатор: 57 км - 2000 рублей, и за сумму он готов был мотаться по вечернему Пскову в поисках не только шиномонтажа но и шиномагазина. Купил полный комплект летней резины Michelin Energy E3A 195/65 15", переобулся и довольный поехал заселяться в гостиницу.
Выехал в центр Пскова задал на навигаторе поиск ближайшего жилья и через 800 метров был в гостинице Октябрьская. На часах 18:45. Двухместный номер - 1700 рублей + парковка 120. Две кровати, душ, туалет, балкон, телевизор, холодильник. Номера похуже, чем в Новгороде, но для ночевки приемлемо. Отправились на вечернюю прогулку по городу с мыслью где-нибудь поужинать.
Город богат на храмы примечательной архитектурной компоновки. Вход в церковь выполнен отдельным крыльцом и вместо привычной для нас колокольни над входом сооружена звонница-"печка". Обращает на себя внимание большая ширина улиц и тротуаров, создается ощущение простора. В центре города много молодежи и очень много людей на автобусных остановках. Псковичи сохранили свой особый фенотип обусловленный, как мне кажется, отсутствием татар и прочих южно-азиатских завоевателей. Это русые волосы, почти новгородские носики уточкой только более курносые, выразительные глаза, не очень выразительные губы и прямые ножки. Походки у мужчин и женщин очень схожи. И сильная половина выглядит менее мужественной по сравнению с центральной частью России. Но, это мои личные наблюдения, которые, вполне, могут быть ошибочными. Финансовое положение города переживает начало подъема, хорошо отремонтированные здания с фасадами на центральных улицах, подчас, соседствуют с откровенными трущобами во дворах.
Мы гуляли вечером по центру еще и с надеждой поужинать. Заглядывая в разные кафе, с настороженностью отмечали не то чтобы малое, а почи полное отсутствие посетителей, и при этом магазины винной ориентации, в какой-нибудь подворотне, пользуются большим спросом. Как мне кажется, это следствие не высоких доходов. Ужинали в ресторане Аврора, при нашей гостинице. Очень хорошая кухня: салат из телятины с грибами, запеченная брокколи в сыре, суп-пюре из шампиньонов, говяжий язык в кисло-сладком соусе с овощами, сок, хлеб - все это по две порции обошлось в 1170 рублей, и порции были достаточно большими. Мешала только громкая музыка создаваемая двумя оркестрантами, которые с удивительным рвением, пытались своим "пением" усладить слух крайне немногочисленной публики. Собственно, кроме нас, в ресторане была еще одна дама и всё.
Итог дня: 234 км (из них 57 на эвакуаторе).
День Третий. Подъем в 8 утра, завтрак купленными с вечера припасами. И отъезд из отеля. Для начала, решили, не идти сразу в Кремль, а покрутиться на автомобиле по Пскову, посмотреть на город при утреннем солнышке.
Вот примеры типичных псковских церквушек.
Ц. Нерукотворного Образа 1487.
Ц. Варлаама Хутынского на "званице" 1495.
Город разделен реками на три части Запсковье, Завеличье и центр.Со стен крепостной стены перед нами открылся вид на "Завеличье" т.е. на часть города которая находится за рекой Великая.
Псковский Кремль или иначе Кром, расположен на скалистом выступе при слиянии двух рек Великой и Псковы (ударение на последнем слоге). С берегов Псковы в утреннем Солнце перед нами открылась прекрасная панорама.
Общий вид с Псковы
Башня Кутекрома
Плоская башня
Башни нижних решеток. Место впадения Псковы в Великую
Высокая башня
Осмотрев город и Кремль снаружи, отправились вовнутрь и были, несколько, разочарованы увиденным. Собственно территория кремля это большой газон. Единственное открытое здание Троицкий кафедральный собор. Богатое убранство, семиярусный сорокаметровый иконостас, богатые иконы, огромная серебряная рака с мощами псковских святых. Правда, все это, конечно, за исключением ящика для пожертвований, тщательно отгорожено от людей. По сравнению с Троице-Сергиевой лаврой цены в лавке при соборе даже не запредельные, а неприлично запредельные. Мне всегда бывает очень горько, когда Духа Святаго в стенах храмов попирают духом коммерции, когда служители смотрят на приходящих как на источник обогащения, когда священник из пастыря превращается в начальника. Ох, как много людей оттолкнуло это от православия, и какие великие усилия приходится прикладывать на то чтобы вернуть их обратно на путь ко спасению. Вход на территорию кремля свободный, подъем на стены и колокольню закрыты, идет активное строительство крыш над крепостными стенами.
Довмонтовы башня и город
Часовая башня и Троицкие ворота
Троицкие ворота
Вход в Кремль
Рыбницкая башня
Троицкий собор и часовня
Вход в Кремль
Троицкий кафедральный собор.
Крепостная стена и Часовая башня

Троицкий собор
Панорама Кремля с моста через р.Великая.
Средняя башня
Пока мы гуляли по Кремлю, на город опустился туман, да такой сильный, что затянуло купола собора. На этом мы завершили осмотр Пскова и в 11:10 выдвинулись в Изборск. 32 километра более-менее сносной дороги и мы на месте. Каменная крепость, поставленная на Жеравьей горе в XIV веке. Удивительное сочетание, крепостные стены являются как бы естественным продолжением творения природы. Вход на территорию платный, но только при наличии билетов, бывает что билетов в кассе нет и тогда пускают так. Внутри крепости живут люди, растят картошку и яблоки. Перед входом обилие сувениров и угощений.
Двигаясь по туристической тропе, мы проследовали через крепость, и перед нами открылся поистине захватывающий вид на Изборско-Мальскую долину. Тропа увлекает путников в низ и приводит к Словенским ключам или ключам Двенадцати Апостолов. Окутанные во множество легенд и поверий ключи также представляют весьма примечательное зрелище. Шум слышен еще на подходе, вода сильно минерализована, возраст ключей превышает тысячу лет. Они питают Городецкое озеро.
Вода из источников собирается в ручей, который с шумом устремляется в озеро. На месте впадения ручья в озеро, обитает гусиное семейство.
Глава которого, завидев фотографа, принял серьезный вид и отправился на защиту от непрошеных гостей. Ущипнул меня за палец, и пытаясь прихватить за штанину грозно шипел.
Рядом с входом в крепость стоит домик харчевня, с русской печкой, блинами и чаем на травах. Мы воспользовались их услугами и отведали блинов с икрой и блинов со сметаной. Но время нашего путешествия неумолимо заканчивалось и пришлось отправляться к дому. Выехали мы в 13:30 в надежде добраться до Москвы одним махом.
Перво-наперво нужно было выбрать путь возвращения. Навигатор показывал путь через Васильево Палкино Остров к трассе СПБ-Киев, а с неё на трассу М9 Рига-Москва. Первый участок в 60 км оказался вполне приличного качества, второй в 135 км тоже. А вот дорожка из Риги в Москву, которую по недоразумению, кто-то обозначил как трассу федерального значения, отсутствует. В Тверской области её пока еще нет, её только строят. Отдельные куски уже построили, а вот между ними полный кошмар. Местами дорога разрушена окончательно, большое количество аварий, затруднения с проездами и т.д. и т.п. Ехать по такой "дороге" ночью - смертоубийство, и наши шансы на возвращение одним днем уменьшались с каждым пройденным километром. Так за четыре с половиной часа удалось преодолеть всего 322 километра этого безобразия. Стемнело, пришлось свернуть в Ржев и остановиться в одноименной с городом гостинице. В 20:46. Трехместный номер, других с удобствами не было, обошелся нам в 1350 рублей. В номере из двух комнат и прихожей два телевизора, два кондиционера, три кровати, холодильник, просторная ванная комната, чайник и кое какая посуда. Чисто и аккуратно. Администратор предупредил, что оставленную возле отеля машину могут вскрыть и угнать, но поставить машину на платную парковку не удалось ввиду отсутствия свободных мест. Рискнули. Ужинали остатками провианта.
Итог дня: пройдено 558 км, за рулем 9 с половиной часов.

День четвертый. Проснулись рано, завтрак и в 7:07 старт. У меня еще теплилась надежда на то что качество дороги будет улучшаться с приближением к Москве и желание добраться до Волоколамска за которым М9 просто песня, неумолимо тянуло вперед. Но, отъехав от Ржева на 25 км за 45 минут, т.е. со скоростью 30 км/ч, я малодушно сдался, и в Зубцове свернул на Тверь, что добавило к маршруту лишних 80 км, но зато мы посетили милый городок Старица. Древний русский город на берегу Волги. Посмотрели на Успенский монастырь основанный в 12 веке с белокаменным Успенским собором 1530 г. постройки, по мотивам Успенского собора в Москве.

Благополучно добрались до Твери, Лениградка оказалась достаточно свободной, в Клину свернул на бетонку и домой. Родные края встретили на солнцем и небольшими облачками. Прибыли в Пушкино в час дня.
Итог путешествия: пройдено 1715 км.
Расходы: 11470 ( жилье - 4850, питание - 2100, бензин - 4520).
Расход топлива: 9л/100км.
На главную страницу сайта               Удачи в путешествиях!               На главную страницу сайта
"Автопутешествия по городам России" www.auto-traveller.ru ©
   
Locations of visitors to this page