К началу Усадьба Муравьевых в селе Осташево.  
Текущая погода на маршруте

05 февраля. Продолжаем, теперь уже, серию автопутешествий "Усадьбы России". Вслед за Яропольцем и Быково едем в усадьбу, принадлежавшую сначала Урусовым, затем Муравьевым, далее Шиповым и, наконец, Романовым. Основное мемориальное значение усадьбы связывают с Муравьевыми и Романовыми. Николай Николаевич Муравьев владел усадьбой первую половину 19-го века, из организованной им здесь школы офицеров вышли 22 декабриста, здесь же происходили их тайные собрания. Среди декабристов был и сын Муравьева Александр. С конца 19-века и до момента прихода гегемона усадьбой владел вел. кн. Константин Константинович Романов и его наследники. В церкви при усадьбе была усыпальница Романовых.
Дорога от Пушкино: Ярославское шоссе М8 - МКАД - Ново-Рижское шоссе М9 до Волоколамска, далее поворот на Рузу и через 17 км Осташево. Итого: 178 км. Комплекс был возведен на высоком берегу Рузы. Стилистически решен в модных, тогда, мотивах классицизма с элементами псевдоготики. Главной архитектурной доминантой в настоящее время является часовая башня конного двора (середина 19-го века). Пышный кирпичный вертикально ориентированный декор здания подчеркивает устремление вверх.
Башня и церковь, пожалуй, вот и все что осталось от великолепной усадьбы. Усадебный дом утрачен, а на его фундаменте возвели в 1950 году некое административное здание с колоннами. Как и предшественника, его тоже постигло разорение, со сменной очередной власти.
На территории усадьбы еще сохранились перестроенные или частично разрушенные остатки конторы управляющего и его дома, выполненных в виде симметричных относительно центра массивных сторожевых башен и две башенки въезда в парадный двор.
Обойдя усадьбу и утопая по колено в снегу, мы пошли к церкви. Возведенную, в псковско-новгородском стиле в 1917 году, церковь не успели осветить. Это единственное здание на котором видны следы восстановления и реставрации.
Осмотрев храм и полюбовавшись видами на правобережье Рузы, мы прошлись по поселку или селу. Не знаю, как правильно идентифицировать это поселение. Добротные частные домики, крепенькие заборы, приличные авто и московские цены в магазинах, на фоне разграбленного памятника архитектуры и истории, вызвали у меня вопрос: неужели история так ни чему и не научила нас. Мы уже пытались построить светлый мир, отгородившись от всех забором в рамках отдельно взятой страны, а теперь эти несчастные пытаются построить светлый мир в рамках отдельно взятого садового участка. Парадокс в том, что проскочить в это самый прекрасный мир в одиночку невозможно, нету счастливого билетика в персональное купе. И пока поперек конного двора героя Отечественной войны 1812 года будут сохнуть разноцветные портки на веревке, вы хоть надорвитесь на своих огородах, а счастья не будет. Нелюбовь к родной истории плохой попутчик.
Солнце напомнило, что пора собираться в обратный путь, если хотим засветло вернуться домой.
И в половине четвертого, направив свои стопы к дому, благополучно финишировали в 18:15.
Пока набирал строки отчета, думал, а стоит тащиться за 120 км от Москвы, для того чтобы посмотреть на ободранную кирпичную кладку и потрескавшиеся стены некогда прекрасных сооружений? Что бы просто посмотреть - наверное, нет, а вот чтобы ответь себе на вопрос, каков твой путь? Думаю, стоит.
На главную страницу сайта               Удачи в путешествиях!               На главную страницу сайта
"Автопутешествия по городам России" www.auto-traveller.ru ©
   
Locations of visitors to this page