К началу Владимирская церковь и усадьба М.М. Измайлова в Быково.  
Текущая погода на маршруте

Первый день февраля, морозец минус пятнадцать восемнадцать, воскресенье. Накануне, листал второй том книги "Архитектурные памятники Московской области" и обнаружил очень примечательное место, а именно, церковь Казанской иконы Божьей Матери и усадьбу конца 18-го века в Быково, что по Рязанскому шоссе в 10-12 километрах от МКАД. Это и стало целью нашего очередного путешествия.
Дорога от Пушкино до Быково прозаична и обыденна. Ярославка - МКАД - Старо-Рязанское шоссе (А-102), эти 64 километра, были пройдены менее чем за полтора часа. На дорогах было замечено много лихих людей, вышедших добывать зипуна. Расставив попарно свои разбойничьи экипажи, они останавливали зазевавшихся путников в надежде легкой поживы. Но и мы народ бывалый - отбились.
Стартовав из дома в 10 утра в 11:20 припарковались у храма. Облицованный белым камнем, двухуровневый храм, выдержан в стиле псевдоготики. Овальная в плане, церковь с прямоугольной трапезной поставлены на высокий подклет. Западный фасад с парадной лестницей в два всхода, ведущей в трапезную, парные башни колоколен, декорированный полуколоннами арочный вход в подклет и стрельчатые окна создают впечатление сказочного замка.
Прежде чем осматривать храм снаружи мы прошли внутрь. Литургия уже закончилась, и немногочисленные прихожане потихоньку покидали здание церкви. Посмотрели на роспись, поставили свечи и обратили свои взоры к иконной лавке. Среди обычного церковного товара наши глаза замерли на иконах 18-19 века представленных к продаже. Настоящие окладные иконы, хорошей сохранности и реставрации, продают в этом храме по ценам в полтора, а то в два раза ниже московских. Удивленные таким богатством, у нас завязался разговор с служительницей храма. Екатерина Петровна, а именно так зовут эту замечательную женщину, поведала нам историю возрождения церкви, рассказала о людях, которые возвращают к жизни уже почти утраченное сокровище, провела целую экскурсию с рассказом о храмовых иконах.
И так, немного истории: Церковь Казанской Иконы Божьей Матери Рождества Христова возведена на месте прежней каменной церкви в 1789 году. Возведена она, великим русским зодчим Матфеем Казаковым (о чем свидетельствует надпись недавно обнаруженная на одном из камней), но возведена она по проекту другого великого зодчего Василия Баженова. И как свидетельствуют архивные записи возведена в точности по проекту. По оригинальности объемной композиции и разработке отдельных форм здание не имеет себе равных. Внутренний декор был выполнен в белой и золотой лепнине по голубому фону, что в сочетании с искусственным мрамором и "коринфскими" колоннами установленными "кустами"четыре по четыре, заменив традиционные церковные пилоны, на которые опираются подпружные арки несущие купольный свод создавало высочайшую артистичность оформления. Церковь соединялась подземным ходом с центральным домом усадьбы. В 30-е годы церковь закрыли, и к открытию храма в 1989 году (ровно через 200 лет с момента постройки) внутренний лепной декор и большая часть искусственного мрамора были утрачены, колонны спилены и свалены в угол.
План Казанской церкви
А теперь, немного действительности: трудами настоятеля, молитвами прихожан, средствами жертвователей, добросовестной работой реставраторов и художников, метр за метром возрождается былое убранство в былом великолепии. Восстановлен утраченный мрамор, возвращены на место колонны, изготавливается лепной декор. Второй этаж еще закрыт для посетителей, и действует церковь в подклети, где утраченная лепнина заменена росписью. Там же представлены и две главных иконы Казанская и Рождества Христова. В храме есть икона св. Симеона Верхотурского, предположительно из храма Христа Спасителя.
"Невесть откуда пришел он на уральскую землю. Невесть где изучил он ремесло скорняка и портного, научился шить щегольские по крестьянским понятиям полушубки с вышивками. Некоторые обороты речи и белизна кожи выдавали в нем бывшего барчука; от любопытных он и не скрывал, что происходит из дворян. Но от знатности и чести ушел он в полудикий край, лишь незадолго до того присоединенный к России. Один Бог ведает, какой порыв заставил его оторваться от родного уюта и явиться сюда. Он был странный человек: странник и пришелец в этом мире. Ничего не имевший и не желавший земных имуществ, он скитался по окрестностям города Верхотурья, любуясь заповедными красотами Урала и возносясь душою к Всевышнему Творцу мироздания. Не приученый с детства к скудости, он подорвал здоровье грубой пищей и подвигами поста."... "Но земля не смогла удержать в себе тело праведника. Через пятьдесят лет после его кончины меркушенцы были потрясены неслыханным чудом: прорвав кладбищенскую почву, из глубины на свет поднялся гроб с нетленными мощами. Угодник Божий не стал дожидаться всеобщего воскресения мертвых.Он зримо явился избранному им краю, неся с собою благодатную помощь и чудеса исцелений. Помазав глаза землей с его могилы, прозрел слепой. Отслужив по нему панихиду, встал на ноги паралитик. Слава о новоявленном чудотворце разнеслась по краю. Меркушинские старожилы с трудом припоминали: кто же был и как проводил житие этот незамеченный миром человек Божий? Безымянность новоявленного святого смущала митрополита Игнатия. Но вот на пути из Меркуш в Верхотурье митрополит в видении узрел множество народа, возглашающего: "Симеоном зовут его! Симеоном зови его!" Одновременно меркушинский священник Иоанн, недоумевавший, как же поминать праведника в панихидах? - услышал во сне таинственный голос: "Почто недоумеваешь? Поминай его Симеоном". Так открылось миру имя чудотворца: праведный Симеон Верхотурский."
Рядом с церковью каменная колокольня середины 19-го века. Выстроена в подражание архитектуры церкви по проекту архитектора Петра Таманского.
Закончив и внешний осмотр храма, мы направились к усадебному дому.
Усадьба Быково окончательно сложилась в архитектурной композиции к середине 18-го века, когда она принадлежала М.М. Измайлову, начальнику Экспедиции кремлевского строения г. Москвы. Исследователи связывают создание усадьбы с Василием Баженовым. В настоящее время сохранилось здание усадебного дома и беседка-ротонда. Парковые постройки утрачены. Существующий усадебный дом перестроен в 1856 году по проекту архитектора Симона. Подводящие к дому пандусы с белокаменной балюстрадой и пейзажный парк сохранились с более раннего времени.
Пран центрального дома
Монументальное двухэтажное здание красного кирпича с белокаменными деталями в стиле дворцов Ренесанса эффектно поставлено на вершине холма.
Портик с кариатидами украшает фасад здания обращенный к парку. Пышные гербы владельца, обильный эклектичный декор и бесшабашная детвора, катающаяся на санках с горы предстает взору посещающих эти места. В усадьбе расположен санаторий и проход внутрь помещений категорически запрещен.
Оставив осмотр ротонды на другой раз, в половине второго, мы выдвинулись в обратный путь и в начале четвертого уже были дома. Удивительные по красоте места встречаются в ближнем Подмосковье.
На главную страницу сайта               Удачи в путешествиях!               На главную страницу сайта
"Автопутешествия по городам России" www.auto-traveller.ru ©
   
Locations of visitors to this page